Консультации для родителей

Семейное музицирование как средство приобщения к истокам народной культуры

 

Семейное музицирование как средство приобщения к истокам народной культуры

Семья является основным источником жизненного опыта для ребенка, включая его музыкальное восприятие и взаимодействие с искусством. С самого раннего возраста дети погружаются в музыкальную среду, которая формируется в их семьях. Эта среда включает в себя не только музыку, которую слушают и исполняют родители, но и общие культурные традиции, обычаи и ценности, которые передаются из поколения в поколение.

Музыкальные привычки, сформировавшиеся в детстве, обычно остаются с человеком на всю жизнь и оказывают значительное влияние на его вкусы и предпочтения. Ценности, которые семья прививает своим детям в области искусства, становятся основой для формирования их музыкальных предпочтений.

Для большинства людей знакомство с музыкальным искусством начинается именно в семье — будь то пение, танцы или игра на музыкальных инструментах. Семья выступает в роли первой и наиболее важной ступеньки, которая открывает двери в мир музыки для маленького человека.

Именно в семейной атмосфере формируется первичный музыкальный опыт ребенка, и эта музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своего времени, становится основой его будущих музыкальных предпочтений.

Привычки и традиции, полученные в семье, остаются с человеком на всю жизнь. Ценностные ориентиры, которые устанавливаются в области искусства, формируют музыкальные вкусы ребенка, а позиция семьи в вопросах музыкального образования определяет успешность его дальнейшего обучения.

В прошлом, фольклор был основным источником музыкального вдохновения.

Путь к музыкальному искусству начинался в родной избе, где бабушка пела песенки, причеты и веселушки, потешки, передавая традиции из поколения в поколение. Дети, услышав первые колыбельные, с удовольствием подхватывали их. А также пели колядки, веснянки и запевки, слушая пение взрослых. Не было для крестьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народная песня и обряд.

Этот опыт взаимодействия с музыкой в семье формировал не только музыкальные навыки, но и эмоциональную связь с культурой и историей своего народа.

Так что же такое семейное музицирование? Это может быть как совместное пение, так и игра на инструментах, а также участие в народных праздниках и обрядах, театральных постановках.

Для пения выбирайте народные песни, которые понятны детям по содержанию, с несложным текстом, простой мелодией («Петушок», «Ладушки», «У кота-воркота»). Исполнять это песни можно, подыгрывая себе на простых музыкальных инструментах – ложках, погремушках, просто хлопая или пританцовывая.  Если в семье кто-то владеет музыкальным инструментом (пианино, баян, гитара и др.) то обязательно включайте эти инструменты в свой оркестр.

Создание семейных музыкальных традиций может значительно обогатить жизнь каждого члена семьи, укрепить ее связи и создать уникальную атмосферу, в которой музыка будет неотъемлемой частью повседневной жизни. Например, на новый год дома можно водить хороводы, петь новогодние песни, изготавливать самим украшения для ёлки и комнаты, или сделать самим музыкальные инструменты, которые потом использовать в своих выступлениях. На Каляды можно выучить с детьми песни и игры и пойти калядовать по знакомым и друзьям.

Самый простой театр, с которым вы можете познакомить с детьми дома – это кукольный театр. Организуйте с детьми постановки по народным сказкам «Курочка Ряба», «Колобок», «Лёгкий хлеб». При этом озвучивать героев сказки можно с помощью музыкальных инструментов.

Важно, чтобы родители сами проявляли интерес к музыке, делились с детьми своими знаниями и опытом. Это может быть простое прослушивание музыки вместе, обсуждение музыкальных произведений или даже создание собственных музыкальных композиций.

Такой подход поможет детям не только развить музыкальные способности, но и научит их ценить музыку как искусство, которое способно обогащать душу и наполнять жизнь смыслом.

Таким образом, возрождение традиций домашнего музицирования и активное участие семьи в музыкальном воспитании детей могут стать важными шагами на пути к восстановлению и развитию музыкальной культуры.

Это позволит не только сохранить богатое наследие предков, но и создать новую музыкальную среду, в которой будут цениться высокие образцы искусства и традиции, передаваемые из поколения в поколение.

свернуть

Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию в семье

Рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию в семье

  • Постарайтесь наполнить жизнь детей высокохудожественной музыкой.
  • Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.
  • Поддерживайте интерес к музыке и музыкальной деятельности в дошкольном учреждении и в семье.
  • Устраивайте совместные походы с детьми в театр, на концерты.
  • Создавайте дома детям условия для элементарного музицирования.
  • Создайте домашнюю фонотеку классической и народной музыки.
  • Обсуждайте с ребенком после прослушивания музыкальные произведения.
  • Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития ребенка.
  • Играйте с детьми в музыкальные игры и пойте песенки с ними каждый день.

свернуть

Развитие музыкальных способностей у детей

Развитие музыкальных способностей у детей

Многие исследования подтверждают, что музыкальное развитие ребенка начинается задолго до его рождения.

Ещё в материнской утробе плод реагирует на звуки, демонстрируя изменения в частоте сердечных сокращений и двигательной активности в ответ на различные музыкальные стили и темпы.

Спокойная классическая музыка, например, способствует снижению уровня стресса у будущей матери, что положительно сказывается на развитии плода и формировании его эмоциональной сферы. Напротив, громкая, резкая музыка может вызывать у плода беспокойство.

Поэтому будущим родителям рекомендуется включать спокойную, мелодичную музыку, создавая благоприятный акустический фон для внутриутробного развития.

Важно выбирать музыку с мягким тембром и умеренным темпом, избегая резких перепадов громкости. Это закладывает основу для будущего восприятия музыки и формирования музыкального вкуса.

После рождения, музыкальное воспитание продолжает играть ключевую роль в гармоничном развитии малыша. Для детей до года, прослушивание музыки должно быть коротким (2-3 минуты), с перерывами в 30 секунд, чтобы не перегружать нежную нервную систему. Оптимальным вариантом является пение родителей, особенно колыбельные песни или импровизированные мелодии. Важно, чтобы голос был тихим, ласковым и спокойным, вызывая у ребенка чувство безопасности и комфорта. Голос матери, знакомый ребёнку с периода внутриутробного развития, оказывает успокаивающее воздействие. Однако не стоит ограничивать малыша только голосом родителей. Можно использовать записи классической музыки для детей, обращая внимание на композиции с простыми мелодическими линиями и ясной структурой. Например, произведения Моцарта, Баха или специально созданные детские музыкальные произведения.

В возрасте от 1 до 3 лет продолжительность прослушивания музыки можно постепенно увеличивать до 5-7 минут, но всегда ориентируйтесь на настроение ребёнка. Если малыш проявляет беспокойство, лучше прекратить прослушивание.

На этом этапе важно начинать формировать у ребёнка ассоциации между музыкой и окружающим миром. Можно использовать музыкальные произведения, изображающие звуки природы (шум дождя, пение птиц), или музыкальные сказки, сопровождая прослушивание соответствующими действиями: рисование, лепка, просмотр картинок.

Важно создавать позитивную эмоциональную атмосферу, общаясь с ребёнком, комментируя музыку и описывая свои впечатления.

В период с 3 до 4 лет можно вводить более сложные музыкальные произведения, но по-прежнему следует предпочитать простые и мелодичные композиции. Можно начать знакомить ребёнка с разными музыкальными жанрами – классическая музыка, народная музыка, детские песни. В этом возрасте уже можно использовать музыкальные игры и интерактивные приложения, которые позволяют ребёнку активно участвовать в процессе музицирования. Например, простые музыкальные игры с инструментами (ксилофон, металлофон, бубен), пение песен вместе с родителями, прослушивание аудиосказок с музыкальным сопровождением.

Для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет) можно уже использовать более сложные музыкальные инструменты, например, фортепиано, скрипка. Важно подобрать инструмент с учётом возраста и физических способностей ребёнка. В этот период важно развивать ритмические способности, умение слушать и воспринимать музыку. Необходимо помнить, что ключевым аспектом развития музыкальных способностей является создание положительной эмоциональной атмосферы.

Родители должны проявлять интерес к музыке, петь с ребенком, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Это поможет ребёнку полюбить музыку и раскрыть свой музыкальный потенциал. Занятия музыкой способствуют развитию памяти, внимания, координации движений, творческого мышления и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Музыкальное воспитание – это инвестиции в гармоничное развитие личности на многие годы вперёд. Не бойтесь экспериментировать, искать новые способы знакомства с миром музыки, и ваш ребёнок раскроет свой уникальный талант!

свернуть

Музыка на кухне

 

МУЗЫКА НА КУХНЕ

В вашей семье появился маленький человечек, и каждый день с ним - это бесконечное открытие мира, полное радости и новых впечатлений.  Вы играете, гуляете, читаете, и кажется, что мир существует только для вас. Но даже сама сильная любовь к ребёнку не отменяет обязанности заниматься домашними делами, готовить еду, убирать... и именно в эти моменты ваш малыш, как правило, оказывается рядом, требуя внимания и игр.

Как же совместить забот о доме и полноценное общение с ребёнком? Решение есть - превратим кухню в удивительное место для весёлых игр и музыкальных открытий.

Предлагаю вам несколько вариантов кухонных развлечений, которые не только займут вашего малыша, но и помогут ему развивать творческие способности, мелкую моторику а заодно и музыкальный слух! Важно помнить, что все игры должны быть безопасными. Уберите все опасные предметы подальше от зоны доступа ребёнка, убедитесь, что он не сможет достать острые ножи, хрупкую посуду и горячие предметы.

1. Кухонный оркестр "Симфония кухонной утвари" Этот вариант игры идеально подходит для развития музыкального слуха и творческого мышления детей разных возрастов. Ключевой момент - безопасная и увлекательная импровизация!

Вариант 1 Мелодии для малышей (1-3 года) Для самых маленьких музыкантов подойдут простые и безопасные инструменты. Это могут быть пластмассовые или деревянные ложки, половники, крышки от кастрюль, небьющаяся посуда (пластиковые миски, чашки). Пусть малыш сам выбирает «инструменты» и экспериментирует с ними. Не пугайтесь шума – это звуки рождения маленькой симфонии! Важно наблюдать за малышом, чтобы он не ударился и не поранился. Поддерживайте его энтузиазм, подпевайте, пританцовывайте, создавая радостную и позитивную атмосферу. В этом возрасте главное – процесс, а не совершенство исполнения.

Вариант 2: Оркестр для юных композиторов (4-7 лет). Для детей постарше можно усложнить задачу. Предложите им создать «оркестр из бутылок». Найдите несколько стеклянных баночек и бутылочек разной формы и размера. Важно убедиться, что они не бьются легко, и ребенок не сможет их разбить. Вместе с ребенком наполните их водой до разного уровня. Объясните, что чем больше воды, тем ниже звук, и наоборот. Затем дайте ребенку чайную ложку или палочку и предложите осторожно постучать по каждой бутылке, слушая, как меняется звук. Теперь он может попробовать создать свои мелодии, экспериментируя с разными комбинациями звуков. Можно даже попробовать записать его «произведение» на телефон или диктофон, чтобы он мог потом наслаждаться своей композицией. Это не только развивает музыкальный слух, но и учит планированию, последовательности действий и развитию творческого потенциала.

2. Танцуй – Замри! Игра на внимание и координацию

Эта игра проста, но невероятно эффективна для развития внимания и координации движений.

Включите веселую музыку, желательно с изменяющимся темпом. Объясните ребенку правила: когда музыка играет – он танцует, как ему нравится! Но когда музыка останавливается, он должен мгновенно замереть в любой позе. Для детей помладше, можно упростить задачу, предлагая замирать в определенной позе (например, «лягушка», «журавль»). Для детей постарше, можно усложнять задачу, добавляя новые элементы, например, танцы под определенную музыку или задания по мимике и жестам. В процессе игры можно менять темп музыки, чтобы ребенок учился быстро реагировать на изменения.

3.Чудесные песенки

Предлагаем поиграть в песенную игру! Договоритесь со своим ребенком на какую тему будете петь песни. Например, выбрана тема "Солнышко". Игра начинается! Вы с ребенком вместе или по очереди начинаете петь песенки, в которых есть слово "солнышко", причем, ту ее часть, где звучит это слово.

Если вам становится трудно вспомнить песни с конкретным словом, возьмите общие темы: "Весна", "Зима" и т. д.

Играть можно вдвоем, втроем, даже большой компанией. Игра хороша и для обычного дня, и для праздника. а еще она замечательно поднимает настроение!

Надеемся, что ваше совместное времяпровождение станет взаимно музыкальным!

Дополнительные советы:

* Не бойтесь экспериментировать. Придумывайте новые игры и адаптируйте их под возраст и интересы вашего ребенка.
* Хвалите ребенка за его достижения, даже самые маленькие. Это мотивирует его к дальнейшему творчеству и развитию.
* Создайте комфортную и безопасную атмосферу на кухне.
* Включите в процесс игры другие предметы из вашего дома, которые безопасны для малыша, и понаблюдайте за его развитием. Возможно, вы откроете у него необычные таланты!

Главное – помните, что совместное времяпрепровождение – это бесценный опыт для вас обоих. Превратите домашние хлопоты в веселые игры, и вы увидите, как ваш ребенок будет с удовольствием участвовать в вашей жизни и помогать вам, испытывая радость от процесса и от вашего внимания.

 

свернуть

Эстетический вид детей на праздничных утренниках

 

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВИД ДЕТЕЙ НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ

Праздничные утренники занимают особое место в жизни и системе эстетического воспитания детского сада.

Начиная с 1-ой младшей группы проводятся такие утренники как Новый год, Международный женский день 8 марта. Старшие дошкольники празднуют Выпуск в школу.

Праздники доставляют детям и родителям огромную радость и дают возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Немаловажную роль играет внешний вид детей на утренниках. Очень хорошо выглядят дети, когда праздничный наряд удобен и соответствует тематике праздника.

Мальчикам рекомендуется с малых лет одеваться на утренник традиционно: белый верх, черный низ. Этот наряд никогда не выйдет из моды и будет воспитывать малыша в джентльменском духе. Допускается пиджак, жилет. Обязательными атрибутами праздничного костюма являются белые носки, галстук или бабочка, удобные приличные туфли.

Для девочек стоит приобрести красивое нарядное платье, но не бальное, а удобное, не длинное!

Главный критерий эстетики детского праздничного наряда - уместность, удобность, качество, стильность (банты или веночек в тон платью, решение образа костюма в едином стиле.)

Эти же требования относятся и к деталям или атрибутам для инсценировок (шапочки зверей, цветов, грибов и т.д.) То есть, если шапочки сделаны из ткани, то все должны быть из ткани, а не бумаги.

Воспитатель и музыкальный руководитель должны показать образцы тех или иных атрибутов, чтобы все было оформлено в надлежащем эстетическом виде и в единой цветовой гамме.

Не стоит портить настроение выступающего ребенка мелкими неприятностями в виде сваливающейся шапочки или вылезающей рубашки из-под брюк (купите ребенку ремень или подтяжки). 

Поэтому просим родителей внимательно отнестись к выбору наряда для своего ребенка. Детские впечатления будут еще радостнее, если ничто не омрачит праздничный день в детском саду.

Не жалейте для своего ребенка внимания, чтобы он выглядел прилично и нарядно, ведь детский сад запоминается детям надолго именно своими утренниками и выступлениями.

свернуть
поделиться в: